Ребенок в школе

Ребенок в школе
Еремина
Еремина Ирина Александровна

эндокринолог, старший научный сотрудник ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, к.м.н

Пребывание ребенка с сахарным диабетом 1 типа в школе всегда очень волнительно для родителей. Особенно в первое время. Как организовать контроль гликемии, приемы пищи? Не растеряется ли ребенок в экстренной ситуации, будет ли стесняться измерить сахар или выпить сок во время урока? Как к сахарному диабету будут относиться одноклассники и учителя? Кто сможет помочь ребенку в трудной ситуации? А может быть вообще стоит перейти на домашнее обучение?

Для большинства детей с сахарным диабетом 1 типа оптимальным является обучение в школе, хоть это и требует дополнительных усилий от родителей по организации контроля диабета во время занятий. Обучение среди других детей, а не дома, позволяет ребенку лучше социализироваться, не чувствовать себя «больным», учиться рассказывать о диабете сверстникам, заботиться о своем здоровье и самочувствии самостоятельно. Но все это возможно только при осведомленности учителей и сотрудников школы о том, что такое сахарный диабет и какие есть потребности у людей с этим заболеванием. Поэтому перед началом обучения родителям ребенка с диабетом нужно обязательно встретиться с классным руководителем, завучем, медицинской сестрой, школьным психологом и преподавателем физкультуры.

Что следует обсудить на такой встрече?
1. Дать краткую информацию о заболевании, необходимости введения инсулина и контроля сахара крови в зависимости от состояния здоровья ребенка и планируемого приема пищи. Можно поделиться с сотрудниками школы, контактирующими с ребенком, специальными информационными пособиями (например, http://alfa-endo.ru/attachments/download/posobie_deti_s_saharnim_diabetom_v_shkole-191.pdf или https://gim1meleuz.siteedu.ru/media/sub/110/files/pamyatka-pedagogam-o-saharnom-diabete.pdf).
2. Важность доступности измерения сахара крови и приема пищи (сок, конфета, сахар и т.п.) в любое время, в том числе на уроке, во время контрольной, участия в выступлении и при любых других ситуациях.
3. Отсутствие потребности в особом питании, кроме исключения сладких напитков.
4. Ситуацию гипогликемии:
– Симптомы гипогликемии.
– Чем гипогликемия опасна.
– Что нужно предпринять при гипогликемии (что съесть, когда повторно проконтролировать уровень сахара).
– Где в классе могут храниться продукты для купирования гипогликемии (сок, сахар и т.п.), если их не окажется в портфеле ребенка.
– Недопустимость оставления ребенка одного при гипогликемии (необходимость сопроводить до места, где находится еда для купирования гипогликемии, сопроводить домой или вызвать родителей, если гипогликемия произошла в конце учебного дня).
– Необходимость вызова скорой медицинской помощи при нарушении сознания у ребенка, возможность введения глюкагона.
– Стоит обязательно обсудить, что тяжелые гипогликемии случаются крайне редко и многие люди с диабетом ни разу в жизни не сталкиваются с этим состоянием, чтобы не нагнетать ощущение опасности при общении с ребенком с диабетом.
5. Ситуацию гипергликемии. Поскольку симптомами повышенного сахара крови являются жажда и учащенное мочеиспускание, преподавателям необходимо объяснить, что ребенку с диабетом может потребоваться пить воду во время урока или чаще других отпрашиваться в туалет.
6. Совместно определить, где ребенку будет удобно измерять сахар крови и вводить инсулин перед приемом пищи (медицинский кабинет, учительская, спокойное место в классе, возможно, в пустом классе, пока все вышли на перемену).
7. Потребности ребенка на уроке физкультуры:
– Обязательный контроль сахара крови перед уроком физкультуры и после него.
– Освобождение от урока при уровне гликемии выше 15 ммоль/л.
– Наличие у ребенка возможности в любой момент урока измерить уровень сахара и принять дополнительные углеводы.
– При использовании инсулиновой помпы – возможность ее оставить в тренерской на время занятия.
8. Полезно проговорить, что Вы всегда на связи, и если возникнет любая непонятная ситуация, то сотрудникам школы можно с Вами связаться в любое время. Вместе необходимо продумать, у кого из сотрудников должен быть Ваш контактный телефон.
9. Полезным будет обсудить проведение классного часа для одноклассников, посвященного сахарному диабету. Безусловно, надо учитывать атмосферу в классе, взаимоотношения между учениками, отношение к конкретному ребенку, чтобы понять, необходимо ли всему классу знать о заболевании. Но в большинстве случаев, для предотвращения лишних расспросов, страхов, непониманий, пересудов за спиной, предотвращения критических ситуаций лучше дать детям краткую верную информацию о сахарном диабете. Необходимо совместно с классным руководителем решить, кому лучше провести такую обучающую презентацию: Вам совместно с ребенком, классному руководителю, или, может быть, медсестре или школьному психологу.
10. В заключение, необходимо отметить, что ребенок с сахарным диабетом не требует особого отношения и поблажек, и должен выполнять общие правила школы, но ему необходимо чуть больше внимания и заботы со стороны педагогов, даже обучающимся в старших классах.

Вместе с ребенком нужно составить четкий план его действий в школе, в зависимости от его возраста, времени, проводимого в школе, возможности самостоятельно подсчитывать углеводы в еде и вводить инсулин. Необходимо продумать, где будет удобно хранить глюкометр, инсулиновые шприц-ручки, продукты для купирования гипогликемии, перекусы (отдельный карман рюкзака, специальный контейнер и т.п.).

Очень полезно родителям иметь возможность удаленно следить за показателями глюкозы ребенка во время пребывания в школе. Это позволяет использование специальных мобильных приложений для систем мониторинга глюкозы и некоторых глюкометров (CareLink Connect для систем Medtronic, Librelinkup для системы FreeStyle Libre, OneTouch Reveal для глюкометров OneTouch).

Безусловно, полностью избежать волнения при организации обучения ребенка с диабетом в школе невозможно. Но адаптация и ребенка, и учителей будет проходить легче, если Вы будете транслировать свой позитивный настрой и уверенность в том, что совместными усилиями все обязательно получится.

Самое интересное и актуальное – для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь на сайте, и тогда для вас будет открыт доступ к большему количеству материалов, расширенный выбор тем и рубрик, индивидуальная настройка курса школы диабета, возможность проходить тесты и проверять свой уровень знаний в области диабета, доступ к материалам для печати – и это еще не всё!

Регистрация