Что нужно знать учителю о психологическом состоянии ребенка с диабетом

Что нужно знать учителю о психологическом состоянии ребенка с диабетом
Еремина
Еремина Ирина Александровна

эндокринолог, старший научный сотрудник ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, к.м.н

Любое тяжелое хроническое заболевание сопряжено с развитием ряда психологических проблем. При сахарном диабете 1 типа у детей они отмечаются очень часто и связаны не только с особенностями питания, но и с необходимостью многократных инъекций инсулина, проколов пальца зачастую на глазах у сверстников, которые могут от незнания реагировать на это крайне негативно. То, как будут вести себя взрослые, окружающие ребенка, родители, родственники, учителя, тренеры спортивных секций, смогут ли с пониманием и дополнительной заботой отнестись к ребенку с сахарным диабетом, помочь ему адаптироваться в коллективе, во многом будет влиять как на его психологическое состояние, так и на течение заболевания в целом.

Младшие школьники с сахарным диабетом обычно реже испытывают психологические проблемы в общении с одноклассниками. В основном психологические трудности связаны с застенчивостью, страхом перед учителем, умалчивании ощущений гипогликемии, трудностями в отказе от сиюминутного желания принять предложенную другом сладость или, наоборот, ребенок может стесняться есть принесенную с собой еду. Преподавателю необходимо наладить контакт с ребенком, чтобы тот не боялся обратиться за помощью, пожаловаться на свое самочувствие, лишний раз отпроситься в туалет. Кому-то из детей полезным будет напомнить о необходимости измерения сахара или введения инсулина.

Маленькие дети не всегда могут знать, как ответить на вопросы о диабете, возникающие у одноклассников, поэтому могут замыкаться или начать вести себя агрессивно. Полезным будет помочь малышу кратко, на простом уровне, познакомить друзей с основными знаниями о заболевании (что оно не связано с употреблением большого количества сладкого, что оно не заразно и т.д.), объяснить свои действия (что в организме не вырабатывается инсулин, поэтому его надо вводить шприц-ручкой, что сахар может быть низким, поэтому надо съесть сладость или выпить сок и т.п.). Учителю нужно обязательно обсудить с родителями возможность провести обучающий классный час, посвященный сахарному диабету, его сути, отсутствии его влияния на характер и личность человека, рассказать о большом числе успешных известных людей с этим недугом, в том числе великих спортсменах. В некоторых случаях семья может пожелать не рассказывать в классе о наличии заболевания у ребенка и пытаться максимально скрывать этот диагноз. Часто это случается в первое время после постановки диагноза, когда родителям бывает трудно принять заболевание и они находятся в состоянии стресса. В такой ситуации ребенок, к сожалению, находится в опасности не получить вовремя необходимую помощь. Кроме того, полностью утаить эту информацию вряд ли получиться. Классному руководителю, хорошо знающему взаимоотношения в классе, особенности поведения ребенка в коллективе, необходимо совместно с родителями решить, как лучше преподнести эту информацию, помочь ребенку адаптироваться среди сверстников.

Старшеклассники с сахарным диабетом испытывают трудности другого характера. Они уже самостоятельны и без труда могут оценить количество углеводов в пище и рассчитать дозу инсулина, распознать симптомы гипогликемии и вовремя ее купировать. Однако именно в этом возрасте могут отмечаться серьезные психологические проблемы, приводящие к крайне низкой мотивации к контролю заболевания и даже развитию депрессивных расстройств. Подростковой возраст – возраст, когда ребенку очень важно быть положительно оцененным сверстниками и очень трудно справляться с возможными негативными комментариями в свой адрес. Любые особенности, отличающие от большинства, любые ограничения, связанные с заболеванием, воспринимаются как преграда в построении дружбы, в отношениях с противоположным полом, в карьерной траектории, в создании семьи и для достижения других общечеловеческих ценностей. Именно поэтому учителю, помимо оказываемой поддержки и помощи такому ребенку, важно максимально стараться не выделять его среди одноклассников, по возможности позволять участвовать в жизни класса наравне с другими учениками (принимать активное участие в соревнованиях, конкурсах, экскурсиях и т.д.). Конечно, это требует большего внимания и, возможно, более тщательной подготовки к мероприятиям, но станет для подростка бесценной помощью в психологической реабилитации, повышении мотивации к управлению сахарным диабетом, борьбе с комплексами.

Самое интересное и актуальное – для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь на сайте, и тогда для вас будет открыт доступ к большему количеству материалов, расширенный выбор тем и рубрик, индивидуальная настройка курса школы диабета, возможность проходить тесты и проверять свой уровень знаний в области диабета, доступ к материалам для печати – и это еще не всё!

Регистрация