Питание в школе

Питание в школе
Еремина
Еремина Ирина Александровна

эндокринолог, старший научный сотрудник ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" Минздрава России, к.м.н

В условиях современной инсулинотерапии пища ребенка с диабетом по своему составу практически не отличается от других школьников, кроме необходимости исключать сладкие напитки. Трудности у детей с диабетом возникают в связи с необходимостью строгого подсчета количества углеводов в еде и введения должного количества инсулина.

Организация питания ребенка с сахарным диабетом в школе будет зависеть в основном от возраста ребенка, который влияет на возможность самостоятельно подсчитывать углеводы, вводить инсулин, на длительность пребывания в школе и количество приемов пищи.

Все дети разные, но обычно в возрасте 7-8 лет ребенок еще недостаточно обучен подсчету углеводов и может вводить инсулин только под контролем взрослых. Поскольку пребывание в школе в этом возрасте непродолжительно по времени, то на перекус в школу можно давать с собой продукты, не содержащие углеводы (огурцы, морковь, помидоры-черри, перец, сыр, отварное или запеченное мясо, орехи и т.п.). Большинство детей, начиная со 2 класса, уже могут самостоятельно вводить инсулин, как шприц-ручками, так и с помощью инсулиновой помпы. В этом возрасте дети уже учатся подсчету ХЕ, но делают это с погрешностями. Для более точного подсчета углеводов ребенку 1-3 класса необходимо будет обращаться за помощью к родителям: полезным будет ориентироваться на раскладку меню, на фото еды, присылаемое ребенком. Другим вариантом могут быть перекусы в контейнере, взятом из дома, где углеводы подсчитаны заранее. В младших классах, измерив уровень сахара перед едой, ребенку необходимо сообщить Вам результат для правильного расчета дозы инсулина, если у Вас нет удаленного доступа к данным мониторинга глюкозы.

Часто возникают ситуации, когда с ребенком могут поделиться сладостями друзья или одноклассник угощает конфетами на свой день рождения. В этом случае можно договориться с ребенком, что он позвонит Вам, пришлет при необходимости фото сладостей, чтобы вы вместе решили, сколько необходимо ввести инсулина, или заберет подарок домой и съест в подходящий для этого момент.

Начиная со средней школы, ребенок уже может самостоятельно рассчитать необходимое количество инсулина на еду и скорректировать гипергликемию при необходимости. Однако, по-возможности, полезно будет договориться с ребенком созваниваться на перемене, на которую приходиться прием пищи, для того, чтобы убедиться, что ребенок не забыл ввести инсулин или измерить сахар (например, отвлекся на общение с друзьями, побоялся не успеть, постеснялся).

В младшей школе могут возникать трудности в соблюдении пауз между введением инсулина и началом еды. Если старший школьник может ввести инсулин в классе, еще до похода в столовую, и таким образом соблюсти паузу 5-10 минут, а в столовой скорректировать прием пищи в зависимости от заранее рассчитанного количества ХЕ, то младшему школьнику это невсегда доступно из-за необходимости согласования дозы инсулина с родителем или из-за избирательности аппетита. Выходом может быть введение инсулина непосредственно перед едой и начало приема пищи с продуктов, богатых белком, жиром или клетчаткой (овощи, омлет, мясо, сыр), что замедлит всасывание углеводов.

Нередко встречаются случаи, что ребенок отказывается от еды в школе, так как не хочет вводить инсулин в школе. Задача родителя проговорить с ребенком проблему, выяснить, в чем причина этого нежелания. Если это стеснение перед одноклассниками, то помочь может проведение урока-презентации о сахарном диабете в классе (если требуется, то повторного, ежегодного), беседа с классным руководителем о возможных причинах и способах помочь ребенку, работа школьного психолога, как с самим ребенком, так и с классом при необходимости. Возможно, комплексы ребенка связаны с отсутствием принятия заболевания, тогда полезными будут индивидуальные занятия с психологом. Другой причиной нежелания есть в школе может быть отсутствие удобного для ребенка места для введения инсулина. Необходимо приложить все усилия, совместно с учителем, чтобы найти для ребенка возможность в спокойной и удобной обстановке вводить инсулин перед приемом пищи (медицинский кабинет, учительская, спокойное место в классе или рядом со столовой), чтобы поиск места для инъекций не был для него постоянной трудной задачей. Без помощи взрослых дети часто выходят из ситуации, вводя инсулин в туалете, но это не гигиенично и может быть унизительно для ребенка. Одним из способов решения проблемы введения инсулина в школьном коллективе может быть переход на помповую инсулинотерапию, при котором отсутствует необходимость делать инъекцию, а введение инсулина на еду осуществляется нажатием кнопок на инсулиновой помпе, что обычно более комфортно для ребенка.

Самое интересное и актуальное – для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь на сайте, и тогда для вас будет открыт доступ к большему количеству материалов, расширенный выбор тем и рубрик, индивидуальная настройка курса школы диабета, возможность проходить тесты и проверять свой уровень знаний в области диабета, доступ к материалам для печати – и это еще не всё!

Регистрация